Аналитическая работа ума необходима на всех жизненных этапах духовного созревания. Эстетическое созерцание жизни полезно и важно, но человек никогда не ощутит свежести утреннего леса, глядя на него из окна поезда. Соприкосновение с искусством приближает понимание жизни, но не раскрывает его. Узнать жизнь можно только живя ею. Пускай далеко не в унисон со своими принципами, надеждами и ожиданиями, но необходимо наполнять каждый день деятельностью, стремясь всеми силами повышать её полезность, ибо именно созидающая активность индивидуума ведёт его к развитию, толкает вперёд. Творящие не могли не заметить парадокса: наибольшее количество творческих находок приходится именно на самые напряженные периоды жизни, когда, казалось бы, нет ни одной свободной минуты. И, наоборот, в состоянии душевной и физической лени, которые, как правило, сопровождают друг друга, «не пишется». Вялость и апатия не стимулируют мозговую активность, не обостряют чувства, не оголяют интуицию, которая, как хорошо заточенный грифель карандаша, вычерчивает верный путь в дебрях творческого поиска и ведёт в правильном направлении. Бытует мнение, что депрессия – особенно плодовитая пора творчества. Но каждый вкладывает своё понимание в этот медицинский термин подавленного психического состояния. Для кого-то это уныние, отсутствие веры в себя и перспективы в будущем, упадок сил и духа, безликость. Творчество в таком состоянии такое же безликое и серое. Для иных депрессия – это острое ощущение боли от несоответствия внутренних ожиданий реалиям жизни. Чем острее чувства – любые - тем ярче творчество. Чем глубже прочувствовано состояние, тем более выразительные картины этого состояния выдаёт подсознание в сознание и далее на бумагу или холст. Невозможно творить истинное без внутренней глубины. Творческий человек не может не быть хорошим психологом, а психологическая практика нарабатывается в процессе общения, в процессе жизни. Чтобы выдать продукт искусства, нужно много прожить, пройти. Поэтому губительным для творческого человека является комфорт, хотя, с другой стороны, слишком много боли способно парализовать сознание, а материальная неустроенность превратить его в машину по зарабатыванию денег. Особенно если в этом он со временем обретёт интерес и даже полигон для некоего суррогата творчества. Искусство в виду его недоходности, может начать рассматриваться им как атавизм, пережиток прошлого, увлечение юности...
|